Ребенку сложно общаться с малознакомыми людьми? Как ему помочь?

Некоторые дети довольно общительны в домашней обстановке, но моментально замолкают в компании незнакомых людей, на уроке у доски и в стрессовых ситуациях. Такое поведение называется избирательной немотой или селективным мутизмом. Обусловлено оно высоким уровнем тревожности и психического напряжения. При этом речь и мышление ребенка хорошо развиты.

При таких обстоятельствах родители обязаны поддержать ребенка, уменьшить его тревогу. Если проблему игнорировать, ситуация ухудшится, ребенок закроется от общения еще сильнее. Опасность селективного мутизма заключается в его распространении на все сферы отношений формирующейся личности.

Если ограничить общение ребенка с посторонними людьми и защищать его от стрессовых ситуаций, уверенность не появится, проблема не исчезнет. Рано или поздно маленькому человеку придется войти в общество, но неумение вести себя с окружающими испугает его еще больше.

Как помочь ребенку с селективным мутизмом?

В каждом случае приходится искать единственно правильное решение, которое подойдет конкретному ребенку. Рассмотрим ситуацию, когда детсадовца или школьника младших классов пригласили на день рождения. Предполагается большая компания сверстников с различными развлечениями и праздничной суетой. Шумное и многолюдное мероприятие может вызвать у ребенка тревогу. Непривычный к суматохе и вниманию, он будет чувствовать себя некомфортно и напряженно.

Чтобы минимизировать негативные последствия селективного мутизма, ребенка на праздник лучше отвести заранее, когда публики и шума еще не много. До прихода остальных гостей ребенок успеет привыкнуть к новой обстановке.

Другой пример, вы отправляетесь с сыном в кафе и предлагаете ему самостоятельно сделать для себя заказ. Ребенку не обязательно разговаривать с официанткой, он может просто ткнуть пальчиком в блюдо из меню, избежав дискомфорта от общения с незнакомым человеком. Ваш ребенок отказывается отвечать урок у доски, хотя знает предмет? Научите его повторять выученное мысленно или шепотом во время ответа одноклассников.

Для детей с избирательной немотой психологи рекомендуют изготовить небольшие карточки со словами: «Привет», «Пока», «Как дела», «Спасибо» и так далее. Этими карточками дети могут пользоваться при общении с посторонними людьми и сверстниками. Главное – не акцентировать на этой проблеме внимания в присутствии ребенка.

Хорошую помощь в плане социализации детей оказывает телефон. Попросите сына или дочь продиктовать на автоответчик сообщение, которое будут прослушивать все звонящие абоненты. Можно записать на диктофон стихотворение в исполнении ребенка и с его согласия дать прослушать декламацию кому-либо из знакомых или родственников по телефону.

Источник информации: Мел
Фото: https://www.pexels.com/


Назад